Дальневосточное золото: как Россия теряет лосось

Рыбы на Дальнем Востоке становится меньше

В начале июня на Дальнем Востоке стартовала так называемая красная путина. Рыболовецкие суда из разных портов региона отправились за самым ценным ресурсом Тихого океана – лососем. Об ожиданиях и опасениях сезона «большой рыбалки» – в материале корреспондента «ФедералПресс».

Рыбы становится все меньше

Прошлогоднюю путину эксперты называют провальной. Рыбакам удалось поймать 300 тысяч тонн лососевых – эта цифра, по меркам отрасли, совсем незначительная. В прежние времена уловы были куда серьезнее: в 2018-м, например, в сети попало в два раза больше рыбы.

Росрыболовство пообещало тщательно проанализировать ситуацию, особенно в части прогнозов на добычу лососевых. В этом году в ведомстве заявили: они выделили серьезные деньги на научные комплексные исследования.

«Надеюсь, что эти меры позволят нам увеличить точность прогнозов начиная уже с этого года, с тем чтобы рыбаки заранее рассчитали свои производственные силы», – отметил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

Факт остается фактом: рыбы на Дальнем Востоке становится меньше, причем везде. Специалисты заявляют: и в этом сезоне ее не прибавится. Причем это не чисто российская, а глобальная проблема. Лосося в прежних количествах нет ни на Камчатке, ни на Аляске. Винят в этом ученые промысловую нагрузку на рыбу и глобальное потепление.

Пессимистичные прогнозы уже начинают сбываться. В 2021 году объемы вылова лососей на Аляске оказались самыми низкими за три года. А поскольку российская рыба зимой 2020–2021 годов уходила «нагуливаться» на общие с аляскинскими стадами акватории, можно ожидать ту же самую картину и у нас.

74d32118cca2d357de49ed32a13d16d4.jpg

Сейчас речь идет о банальном природном цикле, полагает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. По его словам, популяция лосося периодически то уменьшается, то увеличивается.

«25 лет назад добыча в 250, даже в 220 тысяч тонн была очень хорошей, просто великолепной. Конечно, по сравнению с 2018-м, когда улов был примерно на 620 тысяч тонн, 2020 год оказался хуже. Но он не провальный. Это природа, она циклична», – уверен Мартынов.

Он добавил, что все решения необходимо согласовывать с наукой, которая может точно высчитать объемы водных биоресурсов на ближайший год. А вот прислушиваются к ученым не всегда – зачастую чиновникам важнее добиться высоких показателей. Последствия этого бывают печальны.

Дальний Восток останется без лосося?

В этом году в Хабаровском крае рыбачить разрешили только в море. А вот летнюю путину в нерестовом Амуре запретили. Осенняя же стартует 20 августа, при этом квот чиновники распределили на 13 тысяч тонн – это почти в два раза больше, чем выловили в прошлом году.

«Подходы кеты в Амур снижаются. Объемы допустимого лова в последние годы несоразмерно велики по сравнению с запасами. Из-за этого рыбаки в устьях Амура рискуют выловить ту часть рыбы, которую нужно пропустить на нерестилища», – объясняет координатор проектов по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала WWF Ольга Чеблукова.

Всемирный фонд дикой природы совместно с добровольцами уже три года наблюдает за заполнением крупнейших нерестовых притоков Амура – Ангуни, Анюя, Тунгуски, Гура и Горина. Ольга Чеблукова приводит удручающие цифры по осенней кете: при норме 50 экземпляров на 100 квадратных метров в 2018 году на такую площадь пришлось 0,1 рыбины. В 2019 году на один квадратный метр в среднем приходилось менее одной рыбины. В 2020 году ситуация была получше, но ненамного.

«По летней кете и горбуше результаты у нас тоже плачевные. В восемнадцатом году мы обнаружили только единичных особей в Ангуни и мелких реках Николаевского района. В 2019-м зафиксировали меньше одного экземпляра кеты на сто квадратных метров. При этом норма та же – 50 особей», – добавляет она.

9a2cb01975d6856eb1ca768af10a2460.jpg

Плохо пошла на нерест кета еще в 2017 году – тогда хабаровские рыбаки в соцсетях и СМИ жаловались на «неурожай». Сейчас в воды Амура возвращаются «потомки» той рыбы: «путешествие» из рек в океан и обратно занимает четыре года. А это значит, что и 2021-й окажется небогат на улов, гораздо меньше цифры, которую оптимистично рекомендует к добыче Росрыболовство.

«Ситуацию с лососевыми существенно не меняют, к сожалению, даже ограничения на промысел, которые начали вводиться с 2018 года. Так, в Хабаровском крае в 2020 году из 15,6 тысячи тонн осенней кеты, рекомендованных к вылову, добыли лишь половину. При этом нерестилища были заполнены очень слабо. Получается, что принимаемые меры были недостаточны», – считает сотрудница Амурского филиала WWF.

Ольга Чеблукова уверена: если тенденция сохранится, запрещать придется не только летнюю рыбалку, но и осеннюю. В таком случае плохо придется вообще всем – и рыбакам, и простым людям, и властям регионов. Кроме того, начнет страдать природа – лосось, в конце концов, важная часть экосистемы. Так что в ближайшем будущем Росрыболовству придется сделать выбор – дальше наращивать темпы, усугубляя проблемы, или же сделать перерыв.

Фото: kamgov.ru, ФедералПресс / Елена Майорова

Источник информации: ФедералПресс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *