«О Камчатском мальке лосося — замолвим слово?!»

Можно по-разному относиться к деятельности рыборазводных лососевых заводов на Дальнем востоке. Некоторые товарищи (Об этом Fishnews рассказал и.о. начальника Северо-Восточного филиала Главрыбвода Евгений Вишняк) утверждают, что без этих заводов рыбы в реках уже не осталось бы и в этой связи претендуют на право первой ночи (первого доступа) к вернувшейся рыбе для отбора производителей.

Пару лет назад на совещании под эгидой правительства края было предложено построить ещё несколько заводов на территории края и под воздействием правительственной эйфории вызвался построить какой-нибудь заводик для разведения вызвался некий представитель кампании «Дальстрой». Как недавно стало известно,  личность сильно увлекающаяся и переключившаяся на разработку золота в Усть-Большерецком  и Елизовском районах.

Свято место пустовать не стало, и мы ещё услышим про желающих прислониться к данному виду деятельности. Так или иначе, но все присутствовавшие на том заседании понимали, что строительство этих заводов дает право в будущем на законную добычу лососевых, якобы выведенных на этих заводах.

Пока наши (так их назовем) камчатские рыбопромышленники, большая часть которых уже не помнит как выехать за пределы МКАД , телилась, кое-кто из соседей подсуетился. И вот как это выяснилось!

Один мой знакомый по предыдущему месту работы, оформляя груз в грузовом терминале аэропорта увидел, что в очереди на отправку стоит груз из оплодотворенной икры. И стоит этот груз (по полученной информации) из-за того, что вертолет то ли по погодным условиям, то ли из-за каких-либо других причин,  не вылетает уже около суток. Естественно поинтересовался и узнал, что икра отправляется в Северо-Курильск на рыборазводный завод, о чем он меня и проинформировал. Для тех, у кого не было дома рыбок поясню, что как рыбе, так и икре необходима аэрация т.е насыщение воды кислородом. Но это дело техники, которой в аэропорту просто на просто не было. Кроме этого существуют определенные нормы по перевозке оплодотворенной икры, которые тоже никто не выполнял. Откуда знаю? Чуть позже расскажу!

А пока я обзвонил всех, кого знаю с целью выяснить откуда у нас взялись последователи Хрущева и что их подвигло на разведение лососей на северных Курилах. И тут началось! Большинство не знало ничего. Часть специалистов делало вид, что не знает. И лишь единицы знали и только умоляли не раздувать из этого скандал. Я честно пробовал. Минут пять. Потом меня стало распирать. Ведь мужики то не знают! Да и хрен с ними! Уж так получилось, что я в той или иной степени знаком с проблемной ситуацией с нашими Курильскими соседями в части так называемого вылова «камчатских стад» лососей.  Особо не напрягаясь, в интернете я нашел нужную информацию. Приведу её полностью.

«Первая очередь рыбоводного завода введена в эксплуатацию на Северных Курилах

Сейчас в Сахалинской области работает более 50 подобных предприятий, но этот завод на Парамушире — первый и пока единственный, который действует на Северных Курилах. Все остальные сосредоточены на Сахалине и южных островах Курильской гряды.

На новом предприятии, которое расположилось на реке Савушкина в семи километрах от Северо-Курильска, недавно заложили на инкубацию первые 17 млн. оплодотворенных икринок кеты. После сдачи второй очереди, которая намечена на декабрь будущего года, предприятие выйдет на полную мощность (до 50 млн. икринок) и войдет в тройку крупнейших ЛРЗ (лососевый рыбоводный завод) Сахалинской области.

– Для нас главная цель, это восстановление популяции лосося на Северных Курилах, – рассказывает Дмитрий Макаренко, заместитель директора компании «Гранис», инвестора проекта. – Благодаря работе завода появятся новые рабочие места, станет пополняться бюджет области. Это повлияет на улучшение инфраструктуры острова. В конце концов, решится многолетний спор с соседями: камчадалы уверены, что мы вылавливаем их рыбу «.

 Источник: ТИА Острова

А теперь по пунктам!

Вы понимаете?  В соответствии с данными из первых рук  на территории Камчатского края пять лососевых рыбоводных заводов, все они государственные, входят в структуру Северо-Восточного филиала Главрыбвода. Это Паратунский экспериментально-производственный ЛРЗ, Вилюйский ЛРЗ, ЛРЗ «Озерки», Малкинский ЛРЗ и ЛРЗ «Кеткино». Суммарная мощность заводов – 50 млн мальков в год. Это как раз та самая мощность, на которую в будущем году планирует выйти «Савушкинский» ЛРЗ. Форма собственности заказчика икры – частная. ООО «Азимут» с уставным капиталом в 10000 рублей и двумя штатными сотрудниками и на 99% капитала Хабаровским владельцем ООО «Маритим», у которого уставной капитал такой же.

Необходимо отметить, что ровно на 5% (т.е на 500 рублей) уставного капитала собственником ООО «Маритим» является Кузьмич Татьяна Леонтьевна, которая ещё и директор ООО «Гранис» — инвестора проекта. Неловко даже повторяться, на как вы, наверное, уже догадываетесь, уставный капитал этого инвестора тоже 10000 рублей. И единственное, что придает значимости этому предприятию, это то, что основным заказчиком у него числится ФГБНУ ВНИРО.

И уж простите меня недалекого, но думается мне, что именно этот заказчик всё это рыбоблядство и замутил. Могу быть не прав! Разубедите пожалуйста!

О каком восстановлении популяции лосося на Северных Курилах речь? Ведь чистой воды замут же?! Черным по белому написано – решить спор с камчадалами о принадлежности рыбы! Тут поподробнее! Если предположить, что икра из камчатских рек, то генетически идентифицировать её будет можно как камчатскую. И такая вроде мелочь на самом деле совсем не мелочь! В попытках предсказать численность подходов лососей на Сахалин, Камчатку, Приморье и прочие регионы дальневосточная наука последние годы стала использовать именно метод генетического распознавания стад. Потому что по-другому в общей массе нагуливающейся молоди определить процентное содержание из разных регионов якобы невозможно. И что теперь? Но это сферы высокие и не мне туда лезть. Поэтому по мелочам пробежимся. Министерство рыбного хозяйства не в курсе происходящего. В КамчатНИРО ни сном, ни духом. Но ведь кто-то разрешил это великое переселение! Не так давно, буквально лет десять назад, специалисты СВТУ не разрешали перевозку икры из разных приток одной реки, а тут на тебе! В другой край и в таком количестве.  Откуда икра то взялась? На камчатские заводы икра закладывается по двум причинам. Первая – госзаказ, величина которого весьма конкретная. И для компенсации ущерба (нанесенного или возможного) предприятиями, планирующими хозяйственную деятельность в водоохранных зонах. Для обеспечения закладок должно отлавливаться определенное количество самцов и самок плюс минус определенный процент. И тут варианта два. Либо наши заготовители с Северо-восточного филиала Главрыбвода напороли сверх положенного на 17 млн. икринок. Либо отдали свой посадочный материал. Второй вариант маловероятен, поскольку за госзаказ нужно будет отчитаться и выпустить определенное количество малька.

Хотя можно сказать что он сдох. А он и правда время от времени дохнет и этот факт даже уже никем не отрицается. Значит остановимся на сверхнормативной заготовке. А с какого переляку вдруг кто-то черпает в наших реках и отдает налево в то время, как рыбаков любителей с рек гонят, мотивируя тем, что рыбы крайне мало? В чем, простите различия между этой структурой и браконьерами?  И тут же мне вдруг стало ясно, что информация по увеличению количества отбора производителей, которая якобы планируется в 2019 году на одном из заводов, это уже не вымысел, а чистая правда. И планируется это ради обеспечения работы северо-курильского завода. Кроме этого, опять же по слухам, на этом заводе строятся цех на 800 тон готовой товарной продукции, которая как раз и получится из того количества производителей, которое понадобится для отбора половых продуктов. А сколько там просто так к рукам прилипнет – одному богу известно.

Тем более, что согласно сведениям Севвострыбвода (или как там его сейчас называют), опубликованным на официальном сайте производственная мощность Паратунского завода составляет 17,505 млн. штук молоди лососевых, из которых 16,965 млн. штук молоди кеты. производственная мощность Кеткинского завода составляет 10 млн. штук молоди кеты. Суммарно 27,5 млн. штук. А согласно официальной информации агентства по ветеринарии Камчатского края суммарно в адрес ООО «Азимут» отправлено 16,986489 млн. штук икринок! А отправлены они именно с Кеткинского и Паратунского заводов. И уж боюсь припомнить, не на Паратунке ли ограничивали вылов для любителей из-за слабого подхода производителей и депрессивного состояния стада!? И правда, с чего бы «стаду» веселиться, если его облавливают и нашим, и вашим.

Вернемся, однако к икре. Мое предположение, что это профанация лишь одесский шум, подтверждается, если взглянуть на фотографию посадочного материала, которую опубликовали  на сайте https://fishnews.ru/

Не нужно быть рыбоводом, чтобы понять, что икру загубили.

Поэтому я не верю рапортам северо-восточного территориального управления, размещенным на сайте федерального агентства по рыболовству об успехах в деле разведения лососевых от 10 августа 2018 в которых говорится об заложенных на инкубацию 11 млн шт. икры или 21% от необходимого количества. За оставшийся период заготовителям было нужно добрать своих 79% и 100% для северо-курильского завода.

Мне лишь остается констатировать, что чем дальше в лес край заходит без министра рыбного хозяйства, тем больше проблем мы сами себе нагребаем в качестве рыбного края. Всё это конечно субъективно, и я в целом не фанат рыборазведения, но как черт возьми обидно, что мы «профукиваем» свои позиции рыбного края.

Хотелось бы услышать оценку краевых властей, если это конечно возможно.

Но это всё фантазии! Куда больше мне хочется поприсутствовать в составе комплексной комиссии при выпуске молоди с наших краевых заводов. Сдается мне, что недосчитаемся мы миллионов семнадцать…….

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста,
основанное на имеющейся информации и документов
изложил Петрович

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *